суббота, января 26

Aptera 2e. Почему этот футуристический трицикл неправильно называть Google car (гугломобиль)?


Да, доля правды в названии Google car конечно есть. Но лишь маленькая доля!

Aptera Motors — название небольшой калифорнийской частной компании, проектирующей «с нуля» экологически чистые средства передвижения, которые автомобилями назвать язык не поворачивается. Скорее всего, это бескрылые самолёты. И, кстати, само название  «Aptera» переводится с древнегреческого, как «бескрылый».

Основал эту компанию в начале 21 века инженер-робототехник Стив Фэмбро. Задавшись простым в принципе вопросом, «Почему мировые концерны не делают современных автомобилей, а используют технологии почти столетней давности», Стив уволился с работы и попытался создать лёгкий, прочный, потребляющий очень мало ресурсов, экологически чистый автомобиль. Вернее, средство передвижения по городским улицам. Всё это казалось фантастически просто: делаешь технические и экономические расчеты, подаёшь заявку в Министерство энергетики США, получаешь грант (почти $150 миллионов) и ставишь авто на конвейер.

Ага, щас…

Стив не обладал солидным капиталом, нужными связями и даже хоть каким-то опытом проектирования и производства средств передвижения. На момент основания фирмы у него был только компьютер со специальными программами. Для работы он привлёк своего друга, работающим в сфере дизайна и вместе они разработали технологию построения сверхлёгких  пи прочных полусферических панелей, необходимых для снижения веса и аэродинамического сопротивления транспортного средства. Для простоты производства и сертификации была выбрана конструктивная схема трицикл — транспорт на трёх колёсах. Два ведущих впереди и одно сзади. Во-первых, эта конструкция стоит в производстве намного дешевле, чем четырёхколёсная. Во-вторых, сертифицируется такоей транспорт как мотоцикл, т.е. по сокращённой программе. В третьих такое транспортное средство имеет очень малый радиус разворота, что для городского транспорта несомненный плюс.

Поняв, что сам он не потянет такой огромный объем работы, Стив привлёк к работе Джейсона Хилла (до этого Хилл работал в дизайнерском бюро фирмы Porsche) и Нэйта  Армстронга из фирмы Metalcrafters, которая занималась проектированием концепт-каров для крупнейших автомобильных концернов. Денег эти ребята потребовали немало и Стив влез в огромные долги, взяв кредиты везде, где это было возможно.

На проектирование первого прототипа ребята ухайдакали миллион долларов кредитных денег и почти три года. Средства на постройку первой машинки выделил калифорнийский венчурный фонд Idealabs. Назвали  Aptera Mk0. Показали его в начале 2007 г. на научно-технической тусовке TED в калифорнийском Монтеррее. Фурор машинка не произвела, мало ли кто в Калифорнии занимается, от нечего делать, футуристическими проектами. Тогда Стив Фэмбро, уже в гордом одиночестве, уговорил телевизионщиков и толпу блоггеров «покататься» на этом «бескрылом самолёте». Статьи, репортажи и посты в авторитетных «зелёных» блогах  об этом «транспорте будущего» посыпались как из рога изобилия. После такого пиара за финансирование уже можно было уже не волноваться.

Хотя деньги всё равно были нужны. И уже от имени компании Accelerated Composites (владельцем которой и был Стив Фэмбро), машинка была выставлена на гонки X-Prize Foundation. (типа «кто проедет дальше с горы»), где заняла первое место. Неудивительно, кузов был спроектирован так, что практически не испытывал сопротивления воздуха. Коэффициент аэродинамического сопротивления такого кузова составляет 0,11, очень мал, даже у болида Формулы-1 он не менее 0.25!  Денежная премия за выигрыш  составила ровно миллион долларов, что позволило погасить хотя бы личные кредиты отца-основателя.  Плюс машинкой заинтересовались более солидные инвесторы.

Компания Accelerated Composites сменила название на более звучное Aptera Motors. И начала, нет, не делать амашины, а собирать деньги на предсерийный образец. Всего было собрано порядка $40 млн, в том числе и $2,75 от интернет-гиганта Google. На эти деньги и был собран предсерийный образец Aptera Mk1.

На официальных испытаниях в 2008 г. прототип показал очень хорошие характеристики. Настолько хорошие, что было принято решение о серийном выпуске.

Серийный, насколько доработанный по результатам испытаний образец назвали Aptera 2е. «2е» — название популярной в США диеты для похудения, чтобы показать насколько лёгкий и стройный получился «бескрылый самолёт». Проведена грандиозная пиар-компания. Создано акционерное общество Aptera USA, куда главными инвесторами вошли китайская компания Jonway Group, на которой предполагалось делать пластико-кевларовые кузова, а также  известный всем великий и ужасный интернет-гигант Google, у которого уже были наработки по оснащению автомобилей роботизированной электроникой. Многие СМИ даже называли машину Google Aptera 2е для крутости. Позиционировали его как экономичный городской электромобиль с необычной внешностью. Выпуск первой серийной машины был намечен на конец 2008 г. И тут пришёл… кризис.. Последовал перенос запуска серийного производства на  2009, 2010, 2011, 2012 г.

Времена изменились, кризис прошел. Изменились и вкусы потребителей. Теперь Aptera 2е (электромобиль от $26500) и Aptera 2h (дизель-электрический гибрид от $45000) позиционируются как роскошный, бронированный (кузов из высокопрочного пластика с добавлением кевлара в три раза прочнее автомобильного железного кузова) двухместный транспорт с вместительным багажником для больших оригиналов.


«Несмотря на все преимущества, это всё же машина нового стиля, и поначалу её будут покупать в основном энтузиасты, которым нравится оригинальность.» Из рекламной статьи-буклета. Правда, багажник в кузове такой формы оказался длинным и узким, поэтому упор в рекламе делается на комфортное расположение досок для серфинга, сноубордов и лыж, наборов клюшек для гольфа. Ну, так и транспорт этот предназначен, по задумке маркетологов,  в основном для доставки ВИП-персон к местам отдыха и развлечений. На одной «заправке» электромобиль проезжает всего 160 км. Однако, предварительная запись только в Калифорнии, где уже есть система электрозаправок для электромобилей, собрала уже 4000 предварительно оплаченных заказов на эту необычную машину.

Вот только начать производство этого необычного «бескрылого самолёта» начать пока не получается. А конкуренты тоже не дремлють…

Автор: Груздев Михаил.
 Mailto: smeet007@bk.ru

Фотографии и рисунки с сайтов

Зарегистрированные товарные знаки являются собственностью их владельцев.

Чтобы получать новую информацию первыми, подпишитесь на обновления по RSS.

Если Вам понравилась статья, прошу разместить её на своём сайте или блоге, сохранив авторский блок с активной ссылкой. Или просто послать ссылку на эту статью
http://maleglance.blogspot.ru/2013/01/aptera-2e-google-car.html
по Аське или электронной почте друзьям и знакомым.

Если Вам есть что сказать по данной теме - пишите в комментариях или на почту.
Mailto: smeet007@bk.ru

Комментариев нет: